Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Натюрморт с синей вазой

Упражнение седьмое

Натюрморт с синей вазой

Задание «Натюрморт с синей вазой» является дальнейшим развитием нашей программы. В нем поставлены задачи живописного строя этюда и выражения материальности предметов: стекла, металла, глазури, фарфора, лимона, ткани. Работа выполнена в смешанной технике: используются широкие заливки (по вазе и драпировкам) и перекрытие их мелкими мазками. Чистые цвета в лимоне и в оранжевой ткани сочетаются с замутненными плотными тонами ковра на переднем плане. В местах ярких бликов оставлена чистая бумага (на изгибах стекла и лимона); там, где блики мерцают, художник выскабливал бумагу бритвой (на фарфоровой тарелке, на ручке ножа); ваза благодаря влияниям освещения и рефлексам имеет меняющуюся окраску от лиловых до зеленых цветов; блики на ней окрашены холодно-голубых цветом. Одним словом, в отличие от этюдов, рассмотренных нами в начале главы, последнему свойственна большая уверенность исполнения.


Внимательное рассмотрение этого этюда, его изучение могут облегчить вам понять задачу при аналогичной постановке и использовать наблюдения в своей работе.

Выше мы говорили о значении масштабности мазка в передаче формы, света, о необходимости выдерживать тональные отношения. Рассмотрим данную акварелью с этой точки зрения.

Ваза со стороны тени имеет узор (легкий рельеф) — цветок с листьями. Этот рельеф не нарушает поверхности вазы, цельности ее восприятия.

Чем это достигнуто? Цветок своим рисунком и тональностью подчинен форме вазы, и только узкие полоски света в наиболее рельефных частях узора и легкие полутени в его углублениях выявляют эту деталь.

И вам в подобной работе следует помнить о необходимости подчинять рисунок орнамента или рельефа общей форме предмета. А чтобы достигнуть этого, не следует при выполнении деталей смотреть на них в упор, забывая о всей форме в целом. Иначе такая деталь будет нарушать форму, выпадать из нее, назойливо лезть в глаза.

То же можно сказать и о лимоне. Прожилки на поверхности среза очень точны своей масштабностью — они буквально в ширину волоска так же как и правый край корочки с бликом. Но благодаря выдержанности общей тональности поверхности среза эти прожилки не смотрятся самостоятельно, не нарушают впечатления света, отраженного  от  влажной поверхности  лимона.   Если  изучить этот срез внимательно, мы увидим мазки теплых и холодноватых желтых и даже несколько розоватых тонов. Эти различные оттенки желтого объединяются одной силой света, и тем самым художник добился того, что все они лежат в одной плоскости, передавая верно ощущение влажности и свежести среза лимона.