Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Эскиз цветового решения

Упражнение третье

Эскиз цветового решения

В работе с плоским орнаментом мы практически применили поученные нами общие сведения о свойствах акварельных красок, их технологии и способах их использования.

В первом задании по выполнении натюрморта одним тоном мы ознакомились с некоторыми основами изображения объемной формы и узнали, что форма выявляется и выражает свои материальные свойства с помощью света.

Переходя к изображению натюрморта цветом, мы убедимся, что и в дальнейшем нам придется руководствоваться полученными ранее знаниями и навыками. При этом изучение натуры, познание ее особенностей — единственно правильный путь развития художника. Задания, которые будут рекомендоваться к исполнению, прежде всего преследуют именно эту цель: приобщить учащегося к наблюдению, к изучению природы, чтобы впоследствии он мог самостоятельно ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать. Поэтому процесс и технику выполнения заданий мы не отделяем от вопросов, связанных с умением смотреть на натуру. Тот или другой технический прием, будучи хорош при изображении предмета одних материальных свойств, не будет пригоден в других случаях.

Хотелось, чтобы начинающий и при работе цветом помнил о необходимости частное увязывать с общим, не смотреть на натуру узко, так как, повторяем еще раз, изображение предмета в цвете не складывается механически из отдельных деталей, скопированных изолированно, а образуется из гармоничного сочетания деталей по отношению друг к другу и к целому.

Перед нами постановка, состоящая из группы разных предметов: эмалированный побывавший в употреблении голубой кувшин, оранжевый гранат, доля дыни и драпировки на столе — бледно-голубая и коричневая. Фоном служит белая стена с бледно-желтой тканью.


Кувшин и гранат по своему цвету определенны и ясны — они более, чем остальные предметы, насыщены по цвету. Окраска других предметов сложнее. Их цвет нельзя получить, не составляя смесей: например стол или пестрая коричневая ткань за гранатом слабо насыщены по своему цветовому тону.

Сделав постановку, определите место, с которого вы будете писать. Вначале выбирайте такие положения, чтобы свет, полутон и тень в натуре определялись четко, так как в основе живописи цветом лежат те же принципы, что и в работе одним тоном. Наиболее выгодно боковое освещение натуры, при котором количество света и полутона вместе занимает большее место, чем тень.

Первая    стадия    работы — общий    эскиз    цветового    решения.


Как мы видим, он ведется способом, сочетающим начальные прокладки для последующих лессировок и письмо а-ля прима. Одни части, как например кувшин, более закончены, другие еще не тронуты краской.  По этой подготовительной    работе можно проследить мысли   автора.  Здесь  в предварительном эскизе уже определена композиция на листе, намечены различия   между   теплым   и холодным цветом. Так, мы видим, что кувшин  и  гранат  имеют различные   оттенки    цветов — холодных для кувшина, теплых для граната.,

На кувшине намечены свет, полутень и тень, определена разница в светлых тонах драпировки переднего плана и стены. Автор пытается и свет, и тень, и полутона на предметах   выполнить   различным цветом, а не просто утемняя или усветляя один и тот же цвет. Широкая плоскость среза дыни на первой же стадии работы дает возможность почувствовать ее сочность и влажность.

Попытайтесь и вы поставить и решить для себя аналогичную задачу  может быть, ограничив вначале количество предметов: например, возьмите синий кувшин, светлую голубую драпировку и кусочек дыни или тыквы.

Следующая стадия работы — рисунок на планшете. Прежде чем к нему приступить, утвердитесь в композиционном ре-тлении, сделав в своем альбоме несколько пробных эскизов. Для перенесения эскиза можно воспользоваться вспомогательными линиями, как указано на рисунке.


Набросав рисунок, выверьте правильность пропорций, перспективы, а также масштаба предметов. Затем обязательно нанесите наиболее характерные детали и планы. Эта работа может занять у нас первый сеанс. Затем приступайте к работе красками.


Натюрморт. Промежуточная стадия выполнения

С чего начать? Лучше начать с предметов, имеющих яркую определенную окраску. В нашей постановке такими являются кувшин и гранат,. поэтому в нахождении их цвета легче избежать ошибок. Стена и желтая ткань на столе менее определенны по цвету, поэтому, начав с них мы могли бы написать их цветнее, чем они в действительности по отношению к целому и тогда сразу нарушились бы цветовые отношения натюрморта. Цвет кувшина и граната можно взять в полную силу. Это сразу задаст общий тон колориту, так как наряду с насыщенными цветами в свету   и   в   полутенях   здесь есть и сильные тени, которые определят нам крайние регистры для  синего и красного.

Кувшин, будучи голубым, имеет разные оттенки: в свету — одни, в полутени — другие, в тени цвет уже не голубой, а фиолетово-синий, а в каких-то частях даже зеленовато-коричневый (под влиянием рефлексов). Поэтому, чтобы нам эти различия установить вернее, старайтесь все время видеть весь кувшин. Подбирая цвет для  освещенной части, смотрите на кувшин, охватывая его вместе с фоном, чтобы выявить основной контраст силуэта по отношению к стене (насколько кувшин в свету темнее стены, какими по цвету воспринимаются стена и кувшин).

Одновременно помните, что краска по высыхании высветляется, -а потому бегите ее несколько сильнее, чем она вам представляется в натуре. Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. Свет может несколько захватывать полутень, полутень может захватывать тень. Тени на кувшине в разных его частях под воздействием рефлексов будут отличаться между собой и по светосиле, и по оттенку цвета.

Прописав кувшин или часть его, таким же образом пропишите гранат и опять, охватывая взором весь гранат, отмечайте различия оттенков оранжевого в светах, в полутени и в тени. Освещенные места граната будут относительно более холодными, розоватыми, полутень — оранжевой, тени — более красными. Одновременно, работая над тенями граната, смотрите и на коричневую ткань, на фоне которой он лежит. Это сравнение поможет вам видеть взаимные отличия тонов и объединяющие их признаки.

Начиная писать дыню, сравните ее с фоном — стеной, тканью на стене и с блюдцем. Что светлее, плоскость среза дыни или стена? А что холоднее по цвету — стена, дыня или блюдце? Какие различия? А что в той же дыне цветнее — срез ее или корка? Так, все время задавая себе вопросы и находя ответы, наблюдая натуру, ведите работу дальше.

Так же, путем сравнения, определите и цвет блюдца, находя в натуре сходные с ним тона. Сравните свет и тени на блюдце с цветом стены. Одновременно устанавливайте различие его цвета по яркости с окружением.

Если не следовать системе в наблюдении натуры, такие слабо-окрашенные тона будут восприниматься вами то теплыми, то холодными, в зависимости от того, на какой цвет перед этим вы смотрели. Вот почему рекомендуется нейтральные цвета сравнивать с нейтральными.

Проложив последовательно цветом весь этюд, проверьте его с расстояния, поставив рядом с натурой. Что-то вас не вполне устроит: какие-то части не будут убеждать решением формы или окажется, что по цвету они нарушают единство общего тона, возможны несоответствия в решении пространства или света.

Подтягивайте такие места до полного завершения так, чтобы решение во всех частях вас устраивало. При этом следите, чтобы наносимая краска ложилась по сухому, не тревожа, не размывая нижележащий слой.

Цвет призван выражать форму, поэтому каждый мазок краски кладите, сообразуясь с рисунком, с характером поверхностей, ограничивающих предмет.

В цветной акварели сложнее определить ошибки, а значит, и исправить работу. Здесь единство и гармония слагаются из всех признаков цвета: цветового тона, его светлоты и насыщенности. Какой-то цвет, будучи правильно найденным по светлоте, может быть неточным в то же время по другим качествам: по оттенку или насыщенности.

А бывает и так, что вы правильно написали отдельный предмет, но не удалось верно взять окружающий его фон или соседний с ним предмет — тогда общая гармония нарушена, все кажется фальшивым. Что исправлять, что к чему подгонять? Вопрос сложный и не только для начинающего. Переписывать весь этюд? А где гарантия не повторить ошибки, если не понять причины неудачи? Поэтому, работая цветом, необходимо с первых шагов приучать себя к порядку в работе, проверять себя непрестанно в ходе всего этюда от первого до последнего мазка. Как вести сравнения? Не по контрастам (их нужно лишь иметь в виду), а по родству взаимных признаков: теплые с теплыми, холодные с холодными, светлые со светлыми, темные с темными, слабонасыщенные со слабонасыщенными.

Устанавливайте в натуре самые цветные по насыщенности участки для теплых и холодных тонов. Держите их в поле зрения, определяя от них производные. Ведь в цвете законы контраста действуют особенно активно, поэтому одна ошибка влечет за собой механически другую.

В первом задании работы цветом мы подробно разобрали ведение этюда в акварели от начального замысла до его завершения.

Мы еще раз подчеркнем ту мысль, что живопись заключается не в изолированном копировании того нлн другого участка, или цветового пятна натуры. Необходимо устанавливать связь между всеми цветами, руководствуясь методом сравнения, сличать тона цвета по их насыщенности, оттенку и светлоте. Поэтому и дальше будем все время тренировать свой глаз, приучать его охватывать в натуре не узкий участок, а более широкий, с тем чтобы только путем сравнения делать вывод о том или ином характере цвета.

Одновременно следите за величиной и формой каждого цветового пятна и мазка кисти. Найденный цвет должен максимально точно выражать форму, обусловливаться границами рисунка. Пусть вас не смущает на первых порах, может быть, неизбежная вначале неуверенность, а иногда даже и сухость исполнения, перегруженность деталями.

С опытом, с практикой этих недостатков можно избежать, но зато это избавит от преждевременной «мастеровитости», верхоглядства, никчемной ловкости кисти и от вкусовщины, когда внешняя красивость подменяет подлинное глубокое изучение натуры.

Теперь, руководствуясь опытом, разберем следующие две работы, аналогичные между собой по задачам.