Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Лепка предметов с натуры

Лепка предметов с натуры

Упражнение первое

          В качестве первого упражнения полезно вылепить с натуры несколько отдельных, разнообразных по форме фруктов или овощей: яблоко, грушу, перец, айву, свеклу и др. в размере значительно больше натуры (в 2 — 3 раза).

Работа в размере больше натуры дает возможность яснее, чем в размере натуральном, понять особенности формы, характерные для данной модели, более внимательно разобраться в деталях этой формы и пролепить их.

Такой размер позволяет лучше понять, что форму круглого предмета следует рассматривать как сочетание переходящих друг в друга плоскостей, что эту форму нужно лепить, а не скатывать, то есть не воспроизводить механически.

Прежде чем приступить к заданию, продумайте, что вы выберете в качестве натуры.

Допустим это будет груша. Рассмотрев несколько груш, отберите из них одну— наиболее характерную, ясную по форме. Определите пропорции груши, общую форму и ее особенности. Затем надо определить масштаб работы, решить, во сколько раз этюд будет больше натуры. После этого приступайте к лепке.

Так же, как и в предыдущих заданиях, на доске делается плинт. На него накладывается глина, которой придается общая форма предмета, взятого в качестве натуры. Если это груша, то ее общая форма будет конусообразной. Глины нужно брать несколько меньше необходимого объема с тем, чтобы в процессе работы, постепенно накладывая, наращивая ее, добиться окончательного объема и формы изображаемого предмета.

Определив пропорции (в данном случае отношение высоты к толщине), наметьте в общих чертах особенности формы предмета. Так, общую форму груши можно представить состоящей из двух частей: нижней (большей) — шаровидной и верхней (меньшей) — конусообразной. После этого находите основные, крупные плоскости, характеризующие форму, а затем и второстепенные, более мелкие, уточняющие, детализирующие ее. Помните, что округлая форма должна быть в начале понята как сочетание ряда различных приближенных к ней плоскостей. В дальнейшем, в процессе лепки, постепенно накладывая глину на плоскости, как бы наполняя их, нужно добиваться полноты объема, плавности переходов и ясной характеристики формы.

Для того чтобы убедиться, что этюд выполнен в задуманном масштабе, в конце работы проверьте его масштаб и пропорции кронциркулем.

В процессе лепки пользоваться измерительными инструментами не следует.

Натуру и этюд постоянно поворачивайте, чтобы видеть их и лепить со всех сторон.

Полезно проделать 3—4 таких упражнения по б—8 часов каждое.

Первые сведения о рельефе

После выполнения ряда заданий, связанных с изображением объемных предметов, которые нужно было рассматривать и лепить со всех сторон как круглую скульптуру, установленную на горизонтальной плоскости, перейдем к упражнениям по лепке предметов и натюрмортов на вертикальной плоскости в виде рельефа, то есть скульптурного изображения, связанного с фоном и рассчитанного, в отличие от круглой скульптуры, на восприятие с одной стороны.

Рельеф в большинстве случаев связан с архитектурой, с плоскостью стены. Рельефное изображение как бы проецируется на плоскости, подобно живописи или рисунку. В то же время при уплощении формы для него характерно сохранение зрительного впечатления объемности изображения.

Обычно рельеф разделяют на два основных вида: низкий рельеф - барельеф (от французского bas — низкий) и высокий рельеф — горельеф (от французского haut — высокий). Высотой рельефа называют расстояние между  фоном и   наиболее   выпуклыми  частями изображения. Она находится в прямой зависимости от места рельефа в архитектуре и от условий восприятия его зрителем. Так, горельеф делается в тех случаях, когда изображение должно восприниматься с больших расстояний, поэтому он, как правило, мало уплощен, а иногда в горельефе изображения делаются круглыми и как бы приставленными к фону.

В отличие от горельефа барельефные изображения рассчитаны на восприятие с близких расстояний, они сильно уплощаются, что требует от скульптора большой практики, серьезных познаний в рисунке и умения четко и детально завершить форму. Барельеф применяется в архитектуре, прикладном искусстве и особенно в медальерном деле.

В упражнениях, связанных с лепкой рельефных изображений, ставится цель не только дать первоначальные навыки лепки рельефа, но главным образом помочь выработать и развить умение «на глаз» определять расположение форм в пространстве, которое необходимо скульптору не только в работе над рельефом, но и во всей его творческой практике.