Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Определение высоты фигуры людей

Определение высоты фигуры людей и предметов в перспективе на разном удалении от картинной плоскости

При работе над композицией часто бывает необходимо опреде­лить размеры предметов, находящихся в различном перспективном удалении. На первом рисунке это показано на примере определения высоты фигур, которые надо нарисовать в точках 21, 31, 41, 51, 61, если уже намечены размеры фигуры, стоящей в точке 11. Для этого соединим взятую на основании картины точку А с любой точкой на линии го­ризонта. В нашем примере проведена линия АР. Перенесем точку 11 на линию АР и найдем точку, из которой   проведем   вертикальную прямую и спроектируем на нее   верх   фигуры.   Через   полученную точку  1   из  точки  Р   проведем   прямую   до   пересечения   с   верти­калью АВ, тем самым определим масштаб фигур людей на любом удалении. Теперь легко определить высоту фигуры, стоящей в лю­бой точке. Для  этого  проводим   горизонтальную  линию   от  точки стояния до основания масштаба АР и, проведя затем вертикали до верха масштаба ВР, получаем искомую величину. Таким способом найдена высота всех фигур. При  работе  над  картиной  художнику обязательно надо этим способом проверить высоту всех фигур, так как иначе в изображении могут быть допущены грубые ошибки.

Горизонт находится немного ниже сере­дины фигуры человека

Обращаем  внимание  на  то,   что  все  фигуры,   находящиеся на близком и на далеком расстоянии от зрителя, горизонт пересекает на одном уровне. В нашем примере на рисунке горизонт находится немного ниже сере­дины фигуры человека.


На рисунке линия горизонта на­мечена в верхней части изо­бражения, и мы смотрим на фигуры сверху вниз

Вели­чина их на разном удалении найдена по тому же способу, который был изложен приме­нительно к рисунку, где горизонт пересекает на одном уровне.

Первую фигуру можно на­метить любого размера в со­ответствии с композицион­ным замыслом, но высоту всех остальных фигур необходимо определять в зависимости от первой.

Если надо изобразить ле­жащую фигуру или опреде­лить перспективные изменения длины предметов на разной глубине, то следует при­менить следующий способ (рис. линия горизонта на­мечена в верхней части изо­бражения): на правой боковой стороне рисунка отложена ве­личина, равная высоте фигу­ры, какой ее надо было бы изобразить, если бы она стояла на рамке. Предполо­жим, это величина АВ. Если эту величину отложить на основании картины и соединить точки АВ с точкой схода (в нашем при­мере в левой части рисунка с точкой F1), то мы получим масштаб широт, которым пользуемся для измерения лежащих фигур.

На следующем рисунке горизонт взят на уровне пояса стоящей фигуры


По­вторяем правила определения высоты удаленных фигур, исходя из масштаба нарисованной фигуры З—З1. Проведя из любой точки схода горизонтальную идущую к зрителям линию и перенеся на нее точку З1 восстановим затем вертикальную прямую до встречи с го­ризонтальной линией, проведенной через точки Р и 3 до верха кар­тины. Получим прямую З—З1. Линия, проходящая через точку схода Р и точку 3, определяет масштаб высоты. Таким же способом легко отыскать масштаб высоты для фигур, удаленных в любые на­меченные точки. Особенно важно определить точные размеры фигур в тех случаях, когда некоторые первопланные фигуры целиком в картине не помещаются — нижняя часть их как бы «срезается» ра­мой картины. На рисунке показано, каким способом можно найти размеры этих фигур. Ошибка в масштабах фигур, не помещенных целиком в картину, приведет к тому, что фигуры или будут казаться приподнятыми над плоскостью, или, наоборот, опущенными ниже нее. Этим будет нарушена плоскость, на которой стоят фигуры и исказится расстояние между ними.

Когда на картине большое количество фигур и нужно проверить правильность их размеров, можно рекомендовать для проверки по­строения перспективную сетку.


За единицу измерения надо принять средний рост человека и затем строить перспективную сетку из равных квадратов, стороны которых равны росту человека.

Для того чтобы определить рост человека в глубине кар­тины, достаточно измерить ширину квадрата на этом рас­стоянии по горизонтали и по­ставить ее вертикально. Этим приемом можно пользоваться при рисовании интерьера, на­пример, при построении пар­кетного пола с размещением на нем предметов.


«Драка при расчете» Матье Ленен


На картине «Драка при расчете» Матье Ленена фигуры изображены так, что горизонт находится не­много ниже половины их ро­ста. Люди изображены на раз­ной глубине, но горизонт пересекает всех их на одном уровне. Ступни ног изображены так, как мы видим их сверху вниз, тогда как верхние части фигур даны в ракурсах, как это бывает при взгляде снизу.

Другим примером размещения большого числа фигур на разном удалении является картина Е. Ф. Крендовского «Площадь провин­циального города»


Е. Ф. Крендовский «Площадь провин­циального города»

Перспективное построение картины В. В. Верещагина «Пред­ставляют трофеи»  показывает ряд колонн крытой галереи, удаляющихся в глубину. По­строение угловое, когда одна из точек схода находится на линии горизонта очень далеко от картины, а другая совсем близко за рамой. Границы между прямоугольными пли­тами пола, а также карнизы имеют направления к этим точкам схода. Колонны и фи­гуры по мере удаления в глу­бину кажутся зрителю мень­ше. Уменьшаются также и ви­димые расстояния между ко­лоннами. Линия горизонта проходит на уровне  плеч находящихся в галерее людей, «пересекая» на этой высоте все фигуры как первого плана правой части картины, так и далеко стоящую фи­гуру слева. Вначале все фигуры художник намечает одного роста, определяя положение каждой из них на картине. В жизни есть люди и высокого и низкого роста, а потому художник, определив положе­ние линии горизонта и масштабы фигур на разном удалении, немного варьирует размеры каждой.


В. В. Верещагин «Пред­ставляют трофеи»


Если надо изобразить фигуру ростом выше или ниже среднего, то следует увеличить или уменьшить ее размеры от верхней точки, не трогая положения ступней ног.

Нарисуйте по представлению нескольких идущих по дорожке в парк людей, расположив их на разной глубине, когда горизонт пересекает фигуры. Такой   же   рисунок   выполнен с   горизонтом выше фигуры человека.

Если надо фигуры нарисовать на ступенях лестницы, то следует построить масштаб е1e2, как показано на рисунке.


Здесь дано по­строение лестницы во фронтальном положении, повторяющемся на рисунке.


Обычно в жилых домах высота ступени имеет 15 см, а при­нимая средний рост человека в 165 см, мы вычисляем, что он будет выше ступени в одиннадцать раз. Соединив точки е1 и е2 с централь­ной точкой схода Р, получим масштаб высоты для фигур людей, рас­положенных на любой глубине. Допустим, что нам надо изобразить ближайшую фигуру на второй ступеньке в точке а. Точку а спроек­тируем до плоскости масштаба е2Ре1, то есть до точки а1. Проведя через а1 вертикальную линию до основания плоскости масштаба и до верха масштаба, мы получаем высоту фигуры, стоящей на земле, но на нужной нам глубине (высота b1b). Эту высоту мы отложи вверх от намеченной точки а до точки b2, определив тем самым высоту стоящей на второй ступеньке фигуры. По тому же способу найдена высота другой фигуры, так как она находится дальше. С правой стороны рисунка в точке е помещена фигура человека, стоящего на полу (на первом плане).

Высота до линии горизонта может быть использована как мас­штаб для определения высоты всех изображаемых предметов. Так, например, если линия горизонта пересекает фигуру человека на уровне плеч, то можно считать, что точка зрения поднята примерно на полтора метра. На какой бы глубине не находились люди, здания и различные предметы, горизонт в этом случае должен пересекать их также на высоте полутора метров. Если на кар­тине надо определить высоту дома, который необходимо нари­совать на дальнем плане, то рас­стояние от основания дома до линии горизонта в нашем при­мере будет равняться полутора метрам. Отложим эту величину, то есть полтора метра, по верти­кали вверх столько раз, сколько в натуре она содержится в вы­соте постройки, мы определим тем самым на рисунке высоту изображения дома в перспек­тиве.

Все вышесказанное позво­ляет нам определять высоту объ­ектов картины, находящихся на разном удалении в глубину.