Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Передача характера

Передача характера

Когда рисующий почувствует, что он справляется с построением головы, передает тоном ее форму, освещение, пространство, ему следует поставить перед собой более сложную задачу — выявление характера и особенностей формы, выражающих и внешний облик, и внутреннее содержание человека. Для более полной характеристики художник часто прибегает к изображению рук портретируемого, содействующих выражению его душевного состояния, рассказывающих о его профессии.

Можно наметить для рисования ряд голов, которые по своему характеру представляли бы некоторую последовательность в исполнении. Здесь следует заметить, что техника выполнения в некоторых случаях зависит от изображаемого лица в той же мере, как форма выражения зависит от своего содержания. Голова старика, ребенка, девушки, старухи, человека в расцвете сил и т. д. в большинстве случаев выполняется в различной технике.  


Тинторетто. Голова мужчины. Уголь, белила

Вначале можно брать для рисования голову мужчины среднего возраста, со сложившимися характерными чертами лица, которые и должен отметить рисующий. Например, по рисунку Тинторетто «Голова мужчины» можно заключить, что в данной работе художник заинтересовался мощной формой лба, печальными, задумчивыми глазами и тонким изящным ртом. Голова выполнена художником энергичными штрихами, сильными контрастами света и тени.

 

В.А. Серов. Портрет Ф.И. Шатяпина. Фрагмент. 1905. Уголь

С характерной для В. А. Серова строгостью построения и вместе с тем мягкостью моделировки исполнен им и выразительный портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина. Художник Э. Эйнманн легкой техникой штриха нарисовал портрет В. Лойка. Здесь живописно-тональная передача верхнего освещения, при котором из затемненных глазниц чувствуется взгляд человека.  


Э. Я. Эйнманн. Портрет художника В. Лойка. 1955. Графитный карандаш

В портрете артиста А. В. Жильцова, выполненном А. И. Лактионовым, голова, освещенная с расчетом на более полное выявление формы, про­работана во всех характерных деталях. 


А. И. Лактионов. Портрет народного артиста РСФСР А. В. Жильцова. 1955. Сангина

Живой энергичный взгляд, устремленный на зрителя, лоб умного и наблюдательного человека, формы рта, носа—все создает цельный и выразительный образ. Отсутствие фона при общем выдержанном тоне подчеркивает силуэт головы, придавая ей характер некоторой монументальности.


Жан Клуэ. Портрет неизвестного. Около 1531. Итальянский карандаш. Сангина

Передача внешнего сходства и вместе с тем раскрытие характера портретируемого достигаются во французском карандашном портрете XVI века. Мы воспроизводим «Портрет неизвестного» работы Жана Клуэ — крупнейшего мастера французского карандашного портрета. Сравните его рисунок с работами Тинторетто, Серова. Здесь совсем иная манера исполнения: рисунок очень тонкий, линии то отчетливы, то почти не видимы, формы мягко моделируются легкими штрихами. Манера рисунка во многом определяет характер образа — ясного, определенного и вместе с тем очень поэтичного.  


Иорданс. Этюд головы старухи. Уголь

Своеобразна техника в изображении голов старых людей с морщинистой кожей, обтягивающей деформированный череп с провалившимся ртом, выпирающими скулами, с широко раскрытыми, но безжизненными глазами. Это можно видеть на рисунке Иорданса — «Этюд головы старухи» и на рисунке Дюрера «Старик».  


Дюрер. Старик 1521. Кисть на тонированной бумаге

В некоторых случаях рисовать голову выгоднее при рассеянном освещении с тенями, подчеркивающими лишь ее основные части (глаза, рот, нос). Вся лепка головы ведется легкими полутонами, передавая цельность освещенной формы, что можно наблюдать при рисовании молодых женских и детских лиц. Этот прием изображения можно видеть на работах художников Энгра, Гольбейна, Серова и многих других.  


Н.И. Шершин. Голова девочки.

На рисунке Н. И. Фешина «Голова девочки», сделанном ем на гладкой бумаге, мы видим ребенка с живым взглядом, с маленьким, хорошо вылепленным носиком, сочными, слегка выдающимися губами. Для передачи липа ребенка, его бархатистой, нежной кожи художник использовал мягкие тональные переходы, эффектно контрастирующие с темными глазами и таким же темным головным убором девочки. Работа выполнена в свободной живописной манере, являющейся результатом многолетнего опыта, знания законов рисунка, пластической анатомии. Предлагаемый вашему вниманию рисунок И. Е. Репина «Детская головка»,


выполненный углем и сангиной, является примером работы теплым (сангина) и холодным (уголь) тоном. Умелое использование свойств этих материалов, сочетание линейных контуров с растушеванным штрихом помогает изменять и разнообразить оттенки и придает рисунку живописный характер. Но малоопытным рисовальщикам не следует увлекаться этой техникой, так как погоня за живописностью может отвлечь от основной задачи — изучения форм головы.