Передача характера
Когда рисующий почувствует, что он справляется с построением головы, передает тоном ее форму, освещение, пространство, ему следует поставить перед собой более сложную задачу — выявление характера и особенностей формы, выражающих и внешний облик, и внутреннее содержание человека. Для более полной характеристики художник часто прибегает к изображению рук портретируемого, содействующих выражению его душевного состояния, рассказывающих о его профессии.
Можно наметить для рисования ряд голов, которые по своему характеру представляли бы некоторую последовательность в исполнении. Здесь следует заметить, что техника выполнения в некоторых случаях зависит от изображаемого лица в той же мере, как форма выражения зависит от своего содержания. Голова старика, ребенка, девушки, старухи, человека в расцвете сил и т. д. в большинстве случаев выполняется в различной технике.
Тинторетто. Голова мужчины. Уголь, белила
Вначале можно брать для рисования голову мужчины среднего возраста, со сложившимися характерными чертами лица, которые и должен отметить рисующий. Например, по рисунку Тинторетто «Голова мужчины» можно заключить, что в данной работе художник заинтересовался мощной формой лба, печальными, задумчивыми глазами и тонким изящным ртом. Голова выполнена художником энергичными штрихами, сильными контрастами света и тени.
В.А. Серов. Портрет Ф.И. Шатяпина. Фрагмент. 1905. Уголь
С характерной для В. А. Серова строгостью построения и вместе с тем мягкостью моделировки исполнен им и выразительный портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина. Художник Э. Эйнманн легкой техникой штриха нарисовал портрет В. Лойка. Здесь живописно-тональная передача верхнего освещения, при котором из затемненных глазниц чувствуется взгляд человека.
Э. Я. Эйнманн. Портрет художника В. Лойка. 1955. Графитный карандаш
В портрете артиста А. В. Жильцова, выполненном А. И. Лактионовым, голова, освещенная с расчетом на более полное выявление формы, проработана во всех характерных деталях.
А. И. Лактионов. Портрет народного артиста РСФСР А. В. Жильцова. 1955. Сангина
Живой энергичный взгляд, устремленный на зрителя, лоб умного и наблюдательного человека, формы рта, носа—все создает цельный и выразительный образ. Отсутствие фона при общем выдержанном тоне подчеркивает силуэт головы, придавая ей характер некоторой монументальности.
Жан Клуэ. Портрет неизвестного. Около 1531. Итальянский карандаш. Сангина
Передача внешнего сходства и вместе с тем раскрытие характера портретируемого достигаются во французском карандашном портрете XVI века. Мы воспроизводим «Портрет неизвестного» работы Жана Клуэ — крупнейшего мастера французского карандашного портрета. Сравните его рисунок с работами Тинторетто, Серова. Здесь совсем иная манера исполнения: рисунок очень тонкий, линии то отчетливы, то почти не видимы, формы мягко моделируются легкими штрихами. Манера рисунка во многом определяет характер образа — ясного, определенного и вместе с тем очень поэтичного.
Иорданс. Этюд головы старухи. Уголь
Своеобразна техника в изображении голов старых людей с морщинистой кожей, обтягивающей деформированный череп с провалившимся ртом, выпирающими скулами, с широко раскрытыми, но безжизненными глазами. Это можно видеть на рисунке Иорданса — «Этюд головы старухи» и на рисунке Дюрера «Старик».
Дюрер. Старик 1521. Кисть на тонированной бумаге
В некоторых случаях рисовать голову выгоднее при рассеянном освещении с тенями, подчеркивающими лишь ее основные части (глаза, рот, нос). Вся лепка головы ведется легкими полутонами, передавая цельность освещенной формы, что можно наблюдать при рисовании молодых женских и детских лиц. Этот прием изображения можно видеть на работах художников Энгра, Гольбейна, Серова и многих других.
Н.И. Шершин. Голова девочки.
На рисунке Н. И. Фешина «Голова девочки», сделанном ем на гладкой бумаге, мы видим ребенка с живым взглядом, с маленьким, хорошо вылепленным носиком, сочными, слегка выдающимися губами. Для передачи липа ребенка, его бархатистой, нежной кожи художник использовал мягкие тональные переходы, эффектно контрастирующие с темными глазами и таким же темным головным убором девочки. Работа выполнена в свободной живописной манере, являющейся результатом многолетнего опыта, знания законов рисунка, пластической анатомии. Предлагаемый вашему вниманию рисунок И. Е. Репина «Детская головка»,
выполненный углем и сангиной, является примером работы теплым (сангина) и холодным (уголь) тоном. Умелое использование свойств этих материалов, сочетание линейных контуров с растушеванным штрихом помогает изменять и разнообразить оттенки и придает рисунку живописный характер. Но малоопытным рисовальщикам не следует увлекаться этой техникой, так как погоня за живописностью может отвлечь от основной задачи — изучения форм головы.