Упражнение первое
Выбор композиции
Прежде чем приступать к работе над натюрмортами акварелью, поупражняемся в выборе композиции и проанализируем с этой целью учебный натюрморт с кувшином и с гипсовой маской.
Ваша задача — научиться находить наиболее выразительную и удачную в художественном отношении постановку, уметь определить самую выгодную точку зрения на предметы.
Рассмотрите натюрморт внимательно. С какой точки зрения его наиболее выгодно было изобразить? Какого формата взять лист бумаги? Как построить композицию — по горизонтали или по вертикали? Иногда, даже искушенному в работе, трудно сделать выбор сразу, без колебаний.
Лучше всего, чтобы избавиться от сомнений, сделать эскизные пробы. Сравнение их между собой помогает утвердиться в решении.
Так, если смотреть на наш натюрморт слева, постановка лишается собранности, компактности, каждый из предметов воспринимается порознь, темный тон кувшина и темная драпировка нарушают равновесие в композиции. Очевидно, это не самая выгодная точка зрения и не лучшее композиционное решение.
А если смотреть справа? Это уже интереснее. И все же по сравнению с окончательно избранной нами композицией есть свои недостатки: темное пятно кувшина, попадая на темный же фон. обедняет тональное богатство натюрморта, полутона на кувшине отсутствует.
Скользящий по гипсу свет скрадывает рисунок орнамента, делает его плоским.
Очевидно, композиция станет более выразительной при большем составлении светлого и темного, при разнообразии сочетаний форм, линий, масштабов.
Так, в выбранном нами композиционном решении боковой свет выгодно «лепит» форму кувшина, определяя его четкий силуэт на фоне светлого гипса. Так же моделируется светом и рельеф маски на гипсовой плите. Нет назойливости уходящих в перспективу линий. Общая тональность получает развитие через промежуточные нюансы от белого в светах до темного в тенях. Таким образом, этюд обладает собранностью, единством и в то же время разнообразием.
Для аналогичных упражнений можно также взять несколько простых предметов, например кувшин, хлеб или простой формы вазу, яблоко, книгу и т. д. Расставьте их так, как по вашему мнению наиболее полно и выгодно смотрится их форма, цвет, выявляются свойства материала. Меняйте расстояния между предметами, сближайте одни, отдаляйте другие, пробуйте поискать различные варианты положения предметов по отношению к источнику освещения (при прямом или боковом свете).
Такие упражнения целесообразно провести в течение двух-трех занятий по часу или полтора часа каждое.