Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Натуральный масштаб при рисовании с натуры

Метод визирования и натуральный масштаб при рисовании с натуры

При рисовании с натуры иногда применяют для проверки пра­вильности изображения так называемый метод визирования, то есть проверку пропорций натуры при помощи карандаша. Для этого в вы­тянутой руке держат карандаш так, чтобы его положение было вер­тикальным или горизонтальным (в зависимости от того, по высоте или по длине надо соизмерить пропорциональные соотношения на­туры). Закрыв один глаз, надо так держать карандаш, чтобы он был виден на фоне изображаемой натуры. Можно соразмерять высоту и ширину предмета или некоторые из его частей. Передвигая вдоль карандаша палец, отмечают такое расстояние до конца карандаша. которое зрительно совпадает с одной из частей натуры. Эту часть затем можно на глаз «откладывать» столько раз, сколько она «уложится» во всей длине или высоте изображаемого предмета. Та же часть натуры должна соответственно столько же раз «умещаться» в рисунке. Для проверки построения рисунка иногда пользуются от­весом — небольшим грузом, привязанным к концу нитки.

Методом визирования учащиеся могут пользоваться для про­верки пропорций натуры, но в основном надо стремиться к тому, чтобы развивать глазомер. Опытные художники, полагаясь на точ­ность своего глаза, метод визирования используют иногда как про­верку взятых на глаз пропорций.

Часто рисующие, не имеющие достаточного опыта, при работе над пейзажем допускают нарушения пропорций. Некоторые даже думают, что пропорциональные отношения обязательно выдерживать только при рисовании людей или предметов, а что при рисовании холмов или лесных далей их можно произвольно без ущерба «рас­тягивать» или «сужать». Такое мнение неверно. Мы знаем, что убеди­тельность рисунков у хороших пейзажистов базируется на умении точно передавать пропорции натуры и выдерживать на бумаге те масштабные соотношения между элементами пейзажа, какие были в природе.

Для того чтобы правильно разместить рисунок пейзажа, можно проверить его пропорции, заметив у натуры крайние точки справа и слева, сверху и снизу, которые должны ограничивать изображение. Затем на линейке или полоске бумаги такой же длины, какую имеет альбом или картина, надо на горизонтальной стороне листа наметить расстояние по горизонтали между несколькими характерными точ­ками пейзажа. К числу таких характерных точек может относиться верхушка дерева, вершина фронтона или «конек» крыши дома и т.д. Таким же образом нужно наметить точки по вертикали.

Проведя горизонтальную и вертикальную линии для каждой отмеченной характерной точки, в месте их пересечения мы найдем положение точки на картинной плоскости. Ориентируясь затем на ряд полученных характерных точек, мы нарисуем пейзаж, соблюдая масштаб.

Начинающим можно рекомендовать при рисовании с натуры пользоваться видоискателем, то есть рамкой, имеющей отверстие того же соотношения высоты и ширины, как и лист бумаги. При­двигая видоискатель ближе к глазам или отодвигал его дальше, можно установить различные варианты композиционного размеще­ния натуры. Рамку видоискателя можно вырезать из бумаги или кар­тона. Видоискатель подносите к глазу не ближе чем на величину, равную диагонали отверстия.