• Статья,
написанная художником Ф. И. Рербергом (1865 — 1938), перепечатана из журнала
«Юный художник» № 9 за 1937 г. В
статью внесены незначительные уточнения
Прежде чем приниматься за
живопись масляными красками, начинающему художнику необходимо знать, что собой
представляют масляные краски и как с ними обращаться. Работая водяными красками
(акварелью), вы, вероятно, замечали, что на дне стакана, в котором вы
споласкиваете кисточку, осаждается мелкий
порошок. Этот-то порошок и сообщает цвет краске. Окрашивающее
вещество называется пигментом. Если порошок (пигмент) смешать не с клеем, на
котором приготовляются все водяные краски, а с маслом, получится краска
масляная. Для этой цели чаще всего применяется льняное масло, реже ореховое,
маковое и подсолнечное. Эти масла на воздухе, высыхая, не испаряются, как вода,
а, подобно клею, обращаются в твердую массу. Есть масла, например оливковое, которые
всегда остаются жидкими, и краска, смешанная с ними, никогда не высыхает.
Другие жидкие масла улетучиваются, как вода. Приготовленная на них краска
быстро становится сухим порошком. Порошок краски не
просто смешивается с маслом, а
растирается с маслом. Небольшие количества краски растираются курантом (так называется
каменное грушевидное тело с плоским основанием). Краску, смешанную с маслом
трут курантом на каменной плите.