Лепка натюрморта в рельефе
В этом разделе будет предложен ряд упражнений, знакомящих с первоначальными понятиями об изображении объемных предметов в рельефе. Они являются дальнейшим развитием и усложнением задач, стоявших в работе по лепке гипсовых орнаментов и растений с натуры.
Листья и ветки, будучи прикрепленными к доске, механически связывались с плоскостью и в силу этого сами постановки уже как бы представляли собой рельеф. Упражнения надо было выполнял точно передавая отношения, имеющиеся в натуре.
В предстоящих заданиях объемные предметы, расположенные в реальном пространстве, нужно будет изображать в условно взятом, суженном пространстве, ограниченном заданной высотой рельефа.
Упражнение шестое
Первым упражнением этого раздела будет лепка группы геометрических тел в рельефе. Оно выполняется в размере больше или меньше натуры.
Сначала выбираются предметы для лепки. Возьмем, например, куб и цилиндр. Затем на крышку станка параллельно ее переднему краю вертикально прикрепляется кусок фанеры или картона, который будет служить фоном для постановки. Перед ним компактно размещаются выбранные предметы, но таким образом, чтобы они не очень загораживали друг друга, так как характер постановки предметов должен помочь связать их с плоскостью фона в этюде.
Фон нужен для того, чтобы по отношению к нему определить расположение предметов в пространстве, а затем в зависимости от взятой высоты рельефа передать эти отношения в заданном пространстве этюда.
Лепка группы геометрических тел в рельефе
Сделав постановку, определите место, с которого вы будете смотреть на нее, так как в рельефе предметы изображаются с одной стороны. Направление взгляда работающего должно быть перпендикулярно плоскости фона как в постановке, так и в этюде.
К приготовленной для рельефа доске снизу прибивается полочка. На нее накладывается глина — плинт для будущего рельефного изображения. Передняя вертикальная плоскость плинта должна находиться от фона на расстоянии, равном задуманной высоте рельефа. В этом задании высоту рельефа следует брать примерно в половину объема изображаемых предметов, что позволяет легче понять уплощение предметов и, вместе с тем, передать ощущение их объемности. В рельефе впечатление расположения предметов в пространстве передается не рисунком или перспективным сокращением, а уменьшением и увеличением выпуклости изображаемых предметов (предметы, более удаленные, изображаются площе). В этюде нужно стремиться показать, что изображаемые предметы стоят перед фоном, но не отрываются от фона и не входят в него; они не должны казаться разрезанными пополам и приставленными к плоскости. На глиняной поверхности фона намечается рисунок общих очертаний изображаемых предметов. Он делается без учета перспективных сокращений — определяются только контуры предметов, видимые спереди( с фаса). На верхнюю плоскость плинта наносится рисунок контуров, видимых сверху (в плане) с учетом рельефного сокращения объемов. Затем по рисунку на фоне накладывается тонкий слой глины, который постепенно наращивается до соответствия с рисунком на плинте. В процессе работы, внимательно рассматривая постановку, уточняйте пропорции, форму и очертания предметов. Расположение их в пространстве по отношению к фону можно проверять сверху и с боков.
Из предшествующих упражнений вам известно, что не следует выбирать глину в тех местах, где изображение значительно отходит от фона. Ее надо лишь немного подрезать с краев, внутрь по направлению к фону.
Полезно выполнить 2—3 упражнения с различными геометрическими телами, по 10—12 часов каждое.
После упражнений по лепке геометрических тел можно перейти к натюрморту в рельефе. Это задание надо также начинать с подбора предметов и их постановки, то есть с расположения.
Вначале натюрморт лучше составлять из небольшого числа предметов (2—3), разнообразных по форме и размерам, без большого количества деталей. Например, крынка, рубанок, драпировка или тыква, яблоко и свекла с листьями.
Лепить натюрморт следует больше или меньше натуры. Работа над этим упражнением ведется так же, как и над группой геометрических тел. Внимательно рассмотрев натюрморт и уяснив взаиморасположение составляющих его предметов, надо решить, какова будет высота рельефа в этюде. Ее лучше брать в половину объема изображаемых предметов или немного меньше. В соответствии с этим делается плинт.
Затем на глиняный фон наносится рисунок в общих чертах: устанавливаются размер натюрморта по вертикали и горизонтали, отношения между размерами отдельных предметов и определяется общий контур каждого предмета (без деталей).
После этого на верхней плоскости плинта отмечается расположение предметов, а на фоне по рисунку прокладывается первый слой глины. Так, постепенно накладывая, наращивая глину, вы проложите основные формы рельефа. При этом обращайте особое внимание на расположение предметов по отношению к фону и друг к другу. Лепить надо «на глаз», по ощущению и только потом можно проверить сверху и с боков взаиморасположение предметов в этюде с учетом взятой высоты рельефа.
Когда установлены основные отношения и общий рельеф, переходите к проработке формы отдельных
предметов и деталей, постоянно сравнивая их между собой и со всей группой для того, чтобы не утерять единства общего и частного. Для этого необходимо вести работу над всеми предметами натюрморта равномерно, не заканчивая преждевременно ни одной детали, с таким расчетом, чтобы к моменту завершения был пролеплен весь этюд в целом.
Рекомендуется выполнить в рельефе несколько натюрмортов различной сложности.
Можно вводить в постановки ткань (драпировку), например небольшой кусок мягкой материи. Не берите несколько различных по структуре тканей, так как это слишком усложнит работу. Драпировка располагается так, чтобы под ней чувствовалась форма предмета, который она покрывает, чтобы она помогала объединить поставленные предметы в группу и связать их с фоном. В то же время в процессе лепки помните, что драпировка представляет собой кусок плоской материи, собранной в складки, которые всегда можно расправить. В этюде надо стремиться передать ощущение того, что вылепленные складки могут быть расправлены.
Очень полезно вводить в натюрморты чучела животных и птиц. Это усложнит задачу, но сделает работу более интересной и позволит ближе подойти к изучению живых форм.
Работа над натюрмортом в рельефе сложна, поэтому на каждую постановку следует отвести 20—25 часов.
***** ***** *****
В целом весь наш раздел знакомит с самыми первоначальными сведениями по лепке, дает основные навыки объемного изображения. умения чувствовать форму, овладения материалом. Проработку всех заданий полезно сочетать с занятиями рисунком по программе, предлагаемой в наших выпусках.
Одновременно с лепкой следует делать рисунки с этих же постановок. Рекомендуется также рисовать и лепить с натуры и по памяти животных, птиц, рыб, земноводных и т. д. для того, чтобы развивать наблюдательность, зрительную память и практически знакомиться с лепкой живых форм. Запас наблюдений и приобретенные навыки пригодятся в работе над композицией.
На основе проделанных упражнений по копированию гипсовых орнаментов, лепке растений с натуры и различных предметов в рельефе, а также на основе ознакомления с декоративными украшениями попробуйте самостоятельно сочинить и вылепить орнамент или декоративный рельефный натюрморт. Эта работа может быть задумана как архитектурное украшение или как оформление бытовых предметов.
Посещение художественных музеев и выставок, чтение книг по изобразительному искусству, знакомство с творчеством мастеров классического и современного искусства должны способствовать повышению общего культурного уровня, развитию художественного вкуса, более глубокому пониманию явлений окружающей действительности.
Занятие скульптурой, в частности лепкой, требует известных физических усилий и материальных затрат. Организация небольших групп могла бы значительно облегчить эти трудности. Кроме того, занятия в коллективе дают возможность сравнивать свои работы с работами товарищей и советоваться друг с другом. Было бы очень полезно в процессе занятий обращаться за консультациями к скульптору-профессионалу.