Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Этюд головы против света

Этюд головы, помещенной против света
Модель, посаженная против света,— наиболее трудное задание, поэтому его лучше отнести на последний этап изучения головы. Эту задачу может удачно решить художник, который основательно изучил голову в более простых постановках (когда голова освещалась спереди или сбоку).

Все своеобразие и трудность изображения головы против света заключаются в том, что голова видится темной и воспринимается как бы негативно. Если в прежних постановках лоб, нос, щеки были светлее теневых глазных впадин, нижней площадки носа и тени под нижней челюстью, то в данной постановке все стало наоборот. Лоб стал темный, а глазные впадины стали светлее лба. На нижнюю площадку носа также падает рефлекс от окружающих освещенных предметов, и он светлее верхней губы. Объем головы стал чувствоваться меньше.
Цветовые отношения также изменились коренным образом. Если в прежних постановках свет в лице был холодный, а тени теплые, и по свету можно было сравнительно легко определить локальный цвет данной модели, то теперь все отношения стали противоположными. Так, тень (голова теперь находится почти вся в тени)  стала холоднее теплых рефлексов, падающих от окружающих предметов, и только свет, скользящий сверху по виску и по волосам, остался еще холодным.
Взять в цвете теневую часть лица — составляет основную труд ность данной постановки.
Даже опытные художники, много писавшие с натуры, знают, как трудно бывает взять звучно цвет теневой части головы, обычно она выходит грязной по цвету и вялой по тону.
Поставленная против света модель сильно принимает рефлексы от окружающей голову среды, отчего трудно уловить ее локальный цвет. Локальный цвет головы в данной постановке невозможно передать, поэтому решение задачи зависит от цветовых и тональных от ношений, взятых художником. Если глаз художника, не воспитан на работе отношениями, то задачу эту решить будет трудно.
Великолепными примерами решения подобной живописной за дачи являются портреты В. А. Серова «Девочка с персиками», портреты академика И. П. Павлова, хирурга С. С. Юдина работы М. В. Нестерова.
В этих портретах так точно и тонко найдены цветовые отношения голов и фигур к окружающей среде, к предметам, к фону, с таким мастерством пролеплены головы с еле уловимыми рефлексами, что они должны быть пристально изучены художником, решающим подобную задачу.