Этюд головы масляной краской одним цветом
Рассмотрим выполнение одноцветного рисунка масляной краской. Этот способ работы приближает рисование к живописи. При одинаковости общего принципа изображения головы карандашом и кистью мы наблюдаем разницу в приеме выполнения — отточенный карандаш и сравнительно широкая, плоская кисть по-разному решают форму.Работа карандашом идет по пути линейных построений формы, постепенно выявляя ее объемную сущность. При работе кистью рисующий исходит от широких обобщений формы и идет к их детальной обработке. Поэтому рисунок кистью особенно полезен для лиц, которые с трудом усваивают объемное рисование, подменяя лепку формы привычной заботой о внешнем красивом штрихе.
Одно из преимуществ работы кистью — это возможность использовать прием лессировки, которым обычно заканчивается рисунок, выполненный масляной краской. При помощи лессировки на высохшую краску наносятся полупрозрачные или прозрачные красочные слои для того, чтобы обобщить резко проработанные детали и соподчинить неточно взятые светотеневые отношения.
Темную краску для работы лучше брать тепловатого оттенка (например, умбру, вандик). Другие краски (черные) с белилами дают мертвенный холодный оттенок, что не вяжется с теплым тоном лица.
Законченность как карандашного рисунка, так и «живописного» состоит не в мелкой заделанности работы, а в настойчивом стремлении цельно и выразительно передать натуру.
В заключение хотелось бы сказать нашим читателям, что в этой статье не следует искать рецептов, при помощи которых они научились бы рисовать голову человека. Теоретические указания не смогут заменить им опыта в рисовании, приобретаемого путем упорной работы. Цель этой статьи — предостеречь неопытных рисовальщиков от основных ошибок, показать последовательность в освоении и рисовании головы человека.
Живопись головы
Начинающего художника, увлекающегося изобразительным искусством, в скором времени привлекают довольно сложные сюжеты и задачи, которые он пытается разрешить в своих работах. Ему кажется, что с помощью имеющихся в его этюднике красок можно легко и верно написать портрет своего знакомого или родственника.Он приступает к работе, стараясь предельно точно передать внешний облик портретируемого: подбирает с большим вниманием «телесный» цвет натуры и точнейшим образом старается срисовать черты знакомого человека, но вскоре убеждается, что осуществить свой замысел в художественной форме ему не удается. Вместо реального, объемного изображения головы на холсте вышел всего лишь подкрашенный телесным цветом рисунок. Несмотря на внешнее правдоподобие черт портретируемого, полноценного живописного решения не получилось. Произошло это оттого, что художник не занимался собственно живописью, а раскрашивал свой рисунок, как это делает фотограф, подкрашивая однотонные фотографии.
В живописном решении портрета художник должен изобразить человека таким, каким он видит его в жизни, то есть средствами своего искусства передать сходство и вместе с тем угадать то неповторимое, что составляет психологическую характеристику именно того человека, портрет которого пишет художник.
Из истории мирового изобразительного искусства мы знаем много замечательных образцов портретного жанра.
Всемирной известностью пользуются портреты великих мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто и среди них портрет Монны Лизы Джоконды Леонардо да Винчи, который до сих пор привлекает внимание тонкостью живописного исполнения и передачей сложных, едва уловимых душевных переживаний.

Леонардо да Винчи. Монна Лиза (Джоконда). Около 1503. Масло
О людях своего времени рассказывают нам фламандские художники — Рубенс, Ван-Дейк, голландцы — Ф. Хальс, Рембрандт.

Рубенс. Портрет камеристки. Около 1625. Масло

Ван-Дейк. Автопортрет. Конец 1620 — начало 1630-х годов. Масло

Огромной психологической выразительностью и силой характеристики отличается портрет Иннокентия X работы испанского художника Веласкеса.
Великий русский художник А. А. Иванов, работая над картиной «Явление Христа народу», в поисках наиболее выразительных образов создал целую галерею этюдов мужских и женских голов, отличающихся острой, чисто портретной характеристикой. Особенно выразительна голова Иоанна Крестителя.
Русские художники — Рокотов, Левицкий, Кипренский, Брюллов, Тропинин, Венецианов, Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Врубель, Малявин, Нестеров и др.— оставили нам бесценную галерею портретов своих современников, портретов, дорогих для нас не только как документы и изображения, передающие внешние черты людей прошлых времен, но главным образом как художественные образы, раскрывающие внутреннюю содержательность, силу ума, глубину чувства, благородство, красоту, поэтичность.
Начинающему художнику небезынтересно проанализировать работы крупнейших мастеров, их художественные приемы, средства, помогающие достигать наибольшей выразительности образа. Рассматривая портреты, вы увидите, какое огромное значение имеет здесь характер освещения. Умение передавать свет помогает художнику добиваться реального воспроизведения натуры. Посмотрите, как тонкое ощущение света и умение пользоваться им помогают Рембрандту создавать образы, замечательные по своей психологической характеристике.
Скользя по поверхности формы головы или освещая ее в упор, свет сообщает основному (локальному) цвету головы множество оттенков. Свет, как искусный волшебник, каждый изгиб формы делает не только разнообразным по тону, но и по цвету. Чтобы добиться полного живописного решения портрета, художнику необходимо развить в себе чувство и понимание этих тончайших цветовых градаций, умение из тюбиковой краски создавать драгоценные сплавы цвета, которые, точно характеризуя форму модели, помогут создать портрет, полный жизненности и живописной красоты. Необходимо также понимание роли фона, его цветовой и тональной взаимосвязи с головой и фигурой портретируемого.
Приступая к живописи головы, на первых порах не ставьте себе задачей написать портрет. Это будет очень сложно и непосильно, в особенности для начинающего. Портрет для художника — дело сложное и ответственное. Тут нужно видеть больше того, что может дать модель. И у мастеров-портретистов именно так и получалось. Посмотрите, например, в Третьяковской галерее портрет М. Н. Ермоловой работы В. А. Серова. Тут уж не только Мария Николаевна, не только весь ее внешний облик, что, конечно, тоже должно быть пере дано в портрете, но, вместе с тем, здесь передан и образ великой русской драматической актрисы, то есть, как говорят, внешняя и внутренняя характеристика модели.
Для этого нужен, несомненно, и особый дар, и, вместе с тем, большая практика в работе над портретом.
Поэтому имеющим склонность к работе над портретом мы рекомендуем ряд упражнений в живописи головы, внимательное и серьезное исполнение которых может постепенно подвести к живописи портрета.