Меню сайта
...
Поиск
Статистика

Живопись головы

Этюд головы масляной краской одним цветом
Рассмотрим выполнение одноцветного рисунка масляной краской. Этот способ работы приближает рисование к живописи. При одинаковости общего прин­ципа изображения головы карандашом и кистью мы наблюдаем раз­ницу в приеме выполнения — отточенный карандаш и сравнительно широкая, плоская кисть по-разному решают форму.

Работа карандашом идет по пути линейных построений формы, постепенно выявляя ее объемную сущность. При работе кистью рису­ющий исходит от широких обобщений формы и идет к их детальной обработке. Поэтому рисунок кистью особенно полезен для лиц, ко­торые с трудом усваивают объемное рисование, подменяя лепку формы привычной заботой о внешнем красивом штрихе.

Одно из преимуществ работы кистью — это возможность исполь­зовать прием лессировки, которым обычно заканчивается рисунок, выполненный масляной краской. При помощи лессировки на высох­шую краску наносятся полупрозрачные или прозрачные красочные слои для того, чтобы обобщить резко проработанные детали и сопод­чинить неточно взятые светотеневые отношения.

Темную краску для работы лучше брать тепловатого оттенка (например, умбру, вандик). Другие краски (черные) с белилами дают мертвенный холодный оттенок, что не вяжется с теплым тоном лица.

Законченность как карандашного рисунка, так и «живописного» состоит не в мелкой заделанности работы, а в настойчивом стремле­нии цельно и выразительно передать натуру.

В заключение хотелось бы сказать нашим читателям, что в этой статье не следует искать рецептов, при помощи которых они научи­лись бы рисовать голову человека. Теоретические указания не смо­гут заменить им опыта в рисовании, приобретаемого путем упорной работы. Цель этой статьи — предостеречь неопытных рисовальщиков от основных ошибок, показать последовательность в освоении и рисо­вании головы человека.


Живопись головы
Начинающего художника, увлекающегося изобразитель­ным искусством, в скором времени привлекают довольно сложные сюжеты и задачи, которые он пытается разре­шить в своих работах. Ему кажется, что с помощью имеющихся в его этюднике красок можно легко и верно написать портрет своего знакомого   или   родственника.

Он приступает к работе, стараясь предельно точно передать внешний облик портретируемого: подбирает с большим вниманием «телесный» цвет натуры и точнейшим образом старается срисовать черты знако­мого человека, но вскоре убеждается, что осуществить свой замысел в художественной форме ему не удается. Вместо реального, объемного изображения головы на холсте вышел всего лишь подкрашенный телесным цветом рисунок. Несмотря на внешнее правдоподобие черт портретируемого, полноценного живописного решения не получи­лось. Произошло это оттого, что художник не занимался собственно живописью, а раскрашивал свой рисунок, как это делает фотограф, подкрашивая однотонные фотографии.

В живописном решении портрета художник должен изобразить человека таким, каким он видит его в жизни, то есть средствами своего искусства передать сходство и вместе с тем угадать то неповто­римое, что составляет психологическую характеристику именно того человека, портрет которого пишет художник.

Из истории мирового изобразительного искусства мы знаем много замечательных образцов портретного жанра.

Всемирной известностью пользуются портреты великих масте­ров эпохи Возрождения: Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто и среди них портрет Монны Лизы Джоконды Леонардо да Винчи, ко­торый до сих пор привлекает внимание тонкостью живописного ис­полнения и передачей сложных, едва уловимых душевных пережива­ний.

Леонардо да Винчи. Монна Лиза  (Джоконда). Около 1503. Масло

О людях своего времени рассказывают нам фламандские худож­ники — Рубенс, Ван-Дейк, голландцы — Ф. Хальс, Рембрандт.


Рубенс. Портрет камеристки. Около 1625. Масло


Ван-Дейк. Автопортрет. Конец 1620 — начало 1630-х годов. Масло


Ф. Хальс. Цыганка. 1630. Масло


Рембрандт. Портрет старушки (жены брата) Фрагмент.  1654. Масло

Огромной психологической выразительностью и силой характе­ристики отличается портрет Иннокентия X работы испанского ху­дожника Веласкеса.


Великий русский художник А. А. Иванов, работая над картиной «Явление Христа народу», в поисках наиболее выразительных обра­зов создал целую галерею этюдов мужских и женских голов, отли­чающихся острой, чисто портретной характеристикой. Особенно вы­разительна голова Иоанна Крестителя.


Русские художники — Рокотов, Левицкий, Кипренский, Брюллов, Тропинин, Венецианов, Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Врубель, Малявин, Нестеров и др.— оставили нам бесценную галерею портретов своих современников, портретов, дорогих для нас не толь­ко как документы и изображения, передающие внешние черты людей прошлых времен, но главным образом как художественные образы, раскрывающие внутреннюю содержательность, силу ума, глубину чувства, благородство, красоту, поэтичность.

Начинающему художнику небезынтересно проанализировать ра­боты крупнейших мастеров, их художественные приемы, средства, помогающие достигать наибольшей выразительности образа. Рассмат­ривая портреты, вы увидите, какое огромное значение имеет здесь характер освещения. Умение передавать свет помогает художнику добиваться реального воспроизведения натуры. Посмотрите, как тон­кое ощущение света и умение пользоваться им помогают Рембрандту создавать образы, замечательные по своей психологической характе­ристике.

Скользя по поверхности формы головы или освещая ее в упор, свет сообщает основному (локальному) цвету головы множество от­тенков. Свет, как искусный волшебник, каждый изгиб формы делает не только разнообразным по тону, но и по цвету. Чтобы добиться полного живописного решения портрета, художнику необходимо раз­вить в себе чувство и понимание этих тончайших цветовых града­ций, умение из тюбиковой краски создавать драгоценные сплавы цве­та, которые, точно характеризуя форму модели, помогут создать портрет, полный жизненности и живописной красоты. Необходимо также понимание роли фона, его цветовой и тональной взаимосвязи с головой и фигурой портретируемого.

Приступая к живописи головы, на первых порах не ставьте себе задачей написать портрет. Это будет очень сложно и непосильно, в особенности для начинающего. Портрет для художника — дело слож­ное и ответственное. Тут нужно видеть больше того, что может дать модель. И у мастеров-портретистов именно так и получалось. По­смотрите, например, в Третьяковской галерее портрет М. Н. Ермо­ловой работы В. А. Серова. Тут уж не только Мария Николаевна, не только весь ее внешний облик, что, конечно, тоже должно быть пере дано в портрете, но, вместе с тем, здесь передан и образ великой русской драматической актрисы, то есть, как говорят, внешняя и внут­ренняя характеристика модели.

Для этого нужен, несомненно, и особый дар, и, вместе с тем, большая практика в работе над портретом.

Поэтому имеющим склонность к работе над портретом мы реко­мендуем ряд упражнений в живописи головы, внимательное и серьез­ное исполнение которых может постепенно подвести к живописи портрета.