Краткосрочные этюды
Выше у нас говорилось преимущественно о длительном по времени исполнения этюде, предполагающем углубленную проработку формы предметов цветом, с учетом колористической гаммы натюрморта, условий среды — света, окружающего пространства, их взаимных влияний.
Но художник, по ряду обстоятельств, бывает нередко вынужден ограничиться быстрой записью заинтересовавшего его явления, запечатлеть в этюде только главное, наиболее существенное, или только часть целого — фрагмент. Поэтому наряду с длительными работами — «штудиями», как их называют, существуют и другие формы этюда. Это этюды-наброски, этюды фрагментов, эскизы по памяти.
Все эти формы имеют право на существование. Вопрос заключается лишь в том, чтобы разумно их сочетать. Работая только над длительными по времени исполнения этюдами с углубленной и детальной пропиской предметов, мы не приобретем навыков быстрой ориентации и не сумеем, когда к тому обяжут обстоятельства, запечатлеть в этюде наиболее главные и существенные черты, не научимся сознательно жертвовать теми или другими деталями в угоду определенным художественным целям.
Выше мы уже рекомендовали каждый раз, перед тем как начать выполнять в цвете натюрморт, делать в небольшом размере (приблизительно в размер открытки) цветовой эскиз решения. В таком этюде наряду с определением композиционного строя мы выясняем для себя цветовую гамму, запоминаем смешение красок, с помощью которых достигаем нужных сочетаний. Такой этюд выполняется в течение 1 — 2 часов.
Ниже представлен ряд «быстрых» этюдов-набросков и этюдов отдельных фрагментарных решений натюрмортов из плодов, ягод и предметов быта.
Проделайте ряд упражнений по краткосрочным этюдам, чтобы приобрести некоторые навыки и в этой работе.
Упражнение девятое
Весной или летом составьте букет из однородных цветов, включите в
него один или два цветка другого вида. Поставьте такой букет сначала на
рассеянном свету в большой залитой светом комнате, на веранде или в саду и в
течение полутора-трех часов напишите этюд на листе бумаги размером 20 X
Для живописца освещение в такой же мере важно, как сам изображаемый мотив, вернее одно с другим находится в неразрывной связи. Таким образом, при работе над этюдом на воздухе, как говорят, в пленере * ( От французского plein air — под открытым небом), возникают особые, представляющие большой интерес задачи.
Этюд полевых колокольчиков выполнен на прямом солнечном свету. Легко, прозрачными красками намечена их общая масса. Но тем не менее она воспринимается объемной. По внешнему краю букета колокольчики будто прозрачны и невесомы. Некоторые из них почти растворяются в фоне, иные читаются более четко, но не резко.
Этюд интересен для нас технической стороной исполнения. Чистота красок, общее впечатление свежести и сочности достигаются тем, что работа выполнена по сырой увлажненной бумаге, обильно насыщаемой красочным раствором. Выше мы говорили об особенностях такого письма.
Упражнение десятое
В отличие от предыдущего упражнения — букета из однородных цветов, составьте также небольшой букет из цветов, различных по окраске и формам. Поставьте его на рассеянном свету в комнате на фоне светлой без узора стены. Букет будет по отношению к фону составлять определенной силы силуэт.
В рисунке легко наметьте цветы, выступающие из общей массы букета. Они будут разными по своему абрису, форме и размерам. Затем, все время сравнивая силу тона, начинайте по частям покрывать нужным цветом отдельные группы цветов, стараясь передать их характер. Не нужно при этом краску брать в полную силу, с тем чтобы иметь возможность впоследствии усилить некоторые части.
При изображении цветов избегайте резких очертаний в касаниях одних цветов с другими или с зеленью. Иначе они будут производить впечатление жесткости и покажутся скорее искусственными, а не живыми. Цветы, особенно полевые, всегда нежны, хрупки, трепетны, и в этюде нужно стремиться передать эти качества.
Посмотрите, с каким вниманием и любовью выполнены кисть бузины, желтые цветы льнянки, рядом с ними ромашка и листья папоротника. Следите за тем, чтобы изображение не производило впечатления плоского, как бы вырезанного и наклеенного на бумагу подобно аппликации. Во избежание этого нужно путем сравнения определить особенности касания букета с фоном. В каких-то частях цветы будут по светлоте с ним сливаться или даже окажутся светлее его, в других — образовывать различные по силе контура силуэты. Несмотря на разнообразие оттенков, слагающих букет цветов, он должен не казаться пестрым, а сохранять собранность, цельность единой тональности. Прищуривайте иногда во время работы глаза и смотрите то на букет, то на свой этюд. Это помогает увидеть ошибки, допущенные в тональном решении.
Упражнение одиннадцатое
Это упражнение призвано углубить навыки работы над быстрым по исполнению этюдом и в то же время ставит задачу, используя полученные ранее навыки в технике а-ля прима, добиваться сочности и красочности в живописи. На каждое из таких упражнений полезно отвести два-три часа.
Для начала можно выполнить задание, аналогичное этюду с клубникой. Здесь, как и в предыдущем этюде, автор то использует возможности кисти, предельно насыщенной раствором краски, то кладет легкие, прозрачные мазки чистых красок, допуская минимум их смешения. В результате достигается передача сочности и мягкости крупных ягод, впечатление их пронизанности светом.
Этюд с кружкойтакже выполнен в форме быстрого наброска. Постановка интересна сочетанием разнообразных предметов. Перед художником возникает новая задача — показать блеск металла рядом с лоснящейся поверхностью кожицы помидора. Краски чисты, легки, прозрачны, общий колорит светлый. Поэтому работа производит впечатление свежести, непосредственности.
Следовательно, в быстрых по исполнению этюдах задача заключается в том, чтобы установить основные цветовые отношения основные контрасты, передать освещение. В таких этюдах не требуется подробная детализация во всех частях. Например, в букете с колокольчиками, при обобщенном решении всей массы букета, мы видим ромашку и намеченные силуэтом характерные очертания самих колокольчиков.
Такие этюды могут иметь как подчиненное, так и самостоятельное значение. Подчиненное — при выполнении предварительного эскиза перед длительным этюдом; самостоятельное — при решении специальных живописных задач (передача условий света, цветовых сочетаний) и, наконец, когда требуется запечатлеть для себя какой-то мотив, но нет времени выполнить его более обстоятельно.
Хочется предостеречь от чрезмерного увлечения такими быстрыми этюдами. При обобщенности решения ваш этюд не должен утрачивать предметных характеристик. Одним словом, обобщенность не должна стать самоцелью. Как раз наоборот, с помощью ее мы стараемся выразить наиболее характерные и типичные для данного предмета или явления свойства.
Параллельно с выполнением натюрмортов вы можете писать этюды с отдельных предметов или групп предметов с более широким охватом пространства помещения.
Интерьер служит переходным моментом к пленеру, к улице, к воздуху. Открытое окно или двери на балкон связывают интерьер с пейзажем, с внешним миром. Это опять новая, увлекательная задача — и по содержанию, и по художественному смыслу.
Интерьер как самостоятельная тема, подобно натюрморту, имеет самые различные сюжеты и живописные задачи. Так, одна и та же комната, в которой вы живете, в зависимости от освещения, времени дня и года будет производить различное впечатление и таким образом представлять прекрасную возможность для упражнений в живописи.
А в самой комнате! Сколько интересных сочетаний предметов, композиционных вариантов: освещенное окно с частью стены и столиком или стулом у окна; то же окно при вечернем свете, с глубокой или прозрачной синевой за окном и т. д. Наряду с учебными задачами в таких упражнениях пытайтесь выразить ваши чувства, настроения, чтобы донести их до зрителя, пробудить в нем соответствующие эмоции.
Упражнение двенадцатое
Выбрать сюжет для работы над интерьером не сложно. Возьмите любой мотив: жилую комнату, библиотеку, внутренний вид крестьянской избы, помещение кухни. Для проживающих в городах большой интерес представляют интерьеры общественных зданий: музеев, клубов, библиотек, заводские и промышленные объекты (цеха, шахты и т. п.). Каждый интерьер будет иметь свой колорит, свои особенности.
Как и в работе с натюрмортом, прежде всего подумайте о композиции, определите место, с которого будете писать. Чтобы облегчить для себя поиски композиционного решения, можно воспользоваться специальной рамкой. Сделать для себя такую рамку очень нетрудно: вырежьте в картоне или тонкой фанере отверстие размером 4X5 см. Одну из сторон этой рамки можно передвигать в тем самым по желанию изменять ее формат. Глядя через такое оконце на натуру (приближая или удаляя его от глаза), мы будем уменьшать или расширять охватываемое нами пространство помещения.
Когда выбран сюжет и определилась композиция, сделайте рисунок наметьте основные очертания предметов, их масштаб, место на листе и пространственное положение. Закончив рисунок, проверьте его, пользуясь полученными знаниями по перспективе: найдите линию горизонта, точку схода уходящих в глубину параллельных линий.
Наш совет — сделать вначале рисунок с натуры, а затем уже проверить его в перспективе — не случаен. Живое чувство подскажет вам, как найти наиболее выразительное сочетание участвующих компонентов: объема, пятен света и тени. А ошибки в построении пространства, которые могут возникнуть, вы исправите позже, не изменяя вашему художественному замыслу. Если же начать с перспективного построения, не доверяя своему чувству и глазу, ваша работа может лишиться самого главного — непосредственности, искренности. Этюд может стать архитектурным чертежом, а излишняя рассудочность лишит вашу акварель обаяния и прелести, сделает ее сухой и холодной.
Выверив рисунок с помощью перспективы, начинайте прописку, как рекомендовалось в работе с натюрмортом. Обычно окно, являясь источником освещения всей комнаты, будет самым светлым местом в этюде. Следующими по силе света будут ближайшие к нему предметы.
Одновременно сравнивайте эти светлые места по цвету: что из них теплее, что холоднее. Путем сопоставления со светлыми установите остальные части натуры.
Заметьте, что холодным тонам сопутствуют теплые цвета. Сочетание теплых и холодных создает впечатление света в помещении, его яркости в окне.
Выполните потом тот же мотив при иной погоде. Сравните затем эти этюды. Удастся ли вам передать различие состояния погоды, характера света? Будет ли разница в красках? Если вы не сумеете найти в каждом из этюдов свои краски для передачи различных состояний погоды, освещения, это будет свидетельством того, что вы недостаточно внимательны, не работаете сравнениями, не проявляете необходимых усилий в поисках нужных оттенков цвета при составлении красочных смесей.
Установив недостатки в своей живописи, старайтесь преодолеть их в своих последующих упражнениях.
На рисунке изображен довольно сложный интерьер как по обстановке, так и по цвету. Такого порядка задания вы можете перед собой ставить, уже приобретя некоторый опыт в работе над интерьером.
На этюде — кабинет А. С. Пушкина в селе Михайловском. Метод его выполнения не отличается от описанного нами выше: вначале делается рисунок, выверяется перспектива, а затем следует прописка с учетом общей тональности, присутствующих контрастов света и тени, анализ теплых и холодных тонов и т. д.
Автор применил в этюде гуашные белила. Такая смешанная техника акварели с гуашью в художественной практике допускается. Но это уже не будет чистая акварель. Мы рекомендуем до поры до времени воздерживаться от пользования белилами, тем более, что в последующих выпусках технике гуаши и темперы будут отведены специальные разделы.